Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Николай Семёнович Лесков: волшебник слова

19.05.2022

Николай Семёнович Лесков: волшебник слова

16 февраля 1831 года – день рождения известного русского писателя ХІХ века Николая Семеновича Лесковa, который так определил свой жизненный путь: «Я с народом был свой человек…».  Писатель жил, служа «родине словом правды и истины». Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это мелодия, возникающая на основе реальных событий. В те годы, когда о его произведениях немало спорили современники, Лев Толстой сказал: «Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна».

Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных идейных исканий. Лесков был внуком священника и всегда подчеркивал свою связь с духовным сословием, изображение которого считал своей литературной «специализацией». Хотя отец Лескова не стал священнослужителем, семейное воспитание определило и духовный облик будущего писателя.

Сначала образование Лесков получал в доме богатых родственников. Поступив в орловскую гимназию, учился плохо, и через пять лет, не выдержав переводных экзаменов, ушел на службу писцом в палату уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи заставило Николая много работать, переезжая из одного чужого дома в другой. Объезжая самые дальние уголки России, Лесков смог набраться впечатлений, которые дали материал для ряда заметок, статей и фельетонов.

Дебют Лескова-публициста случился довольно поздно – в 26 лет. Первые заметки, написанные им, появились в газете «Петербургские ведомости».  Литературный бомонд Петербурга вскоре осознал, что Николай Лесков является представителем новой волны, его талант проявлялся во всех жанрах журналистики. Свои произведения он писал на злобу дня, они являли собой пример классической сатиры. Дебют Лескова-писателя состоялся еще позже, в 1863 году, когда в журнале «Библиотека для чтения» была опубликована его первая короткая повесть «Житие одной бабы». При жизни писателя оно не переиздавалось, и лишь в 1924г., уже под другим заголовком – «Амур в лапоточках» – оно было опубликовано вновь. Свой писательский дар Лесков не сразу обнаружил в себе. Сначала даже писал под псевдонимами:  Стебницкий, М.С., М.Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, Кто-то, Псаломщик, Дивьянк, Любитель старины, Проезжий, Николай Горохов и  др.  В неповторимо живой сказовой манере Лесков изображает обычного человека с его радостями и бедами, достоинствами и изъянами, позволяя герою самому делиться своими историями и заставляя читателя искренне верить ему и сопереживать. Так были написаны: повести «Железная воля» и «Леди Макбет Мценского уезда», рассказы  «Однодум»,  «Тупейный художник», «Неразменный рубль». В 1872г.  Лесков написал повесть «Запечатленный ангел», которая стала единственным литературным произведением, избежавшим редакторского вмешательства. Несмотря на критику властей, проходившей красной нитью по всему повествованию, повесть произвела фурор в официальных структурах и даже при императорском дворе. В том же году была написана еще одна повесть под названием «Очарованный странник», которая также была признана достаточно одиозным произведением, но, тем не менее, имела успех. Лейтмотивом повести была признана «нравственная и физическая стойкость народа русского», хотя сам Лесков так не считал. Самым известным произведением Лескова  стал сказ о тульском оружейнике-самородке, сумевшем подковать блоху, «Левша». Повесть  написана в изысканной манере, насыщенной неологизмами с сатирическим оттенком. Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем этот стиль питания повлиял не только на жизнь писателя, но и на его творчество. Пресса порой высмеивала пристрастия Лескова в еде, но тот не обращал на насмешки никакого внимания, потому что был убежден, что употребление животных в пищу совершенно недопустимо. Писатель активно пропагандировал вегетарианство, публиковал заметки в газетах и даже разместил  призыв к созданию кулинарной книги для вегетарианцев. К этим двум вопросам – отношению к животным и этике пищи писатель обращался во многих своих произведениях. Он первым в России создал в своих произведениях персонажа-вегетарианца. До самого конца Лесков оставался экспериментатором в области литературы. Он блестяще имитировал язык XVIII века, любил красочность, умел писать изысканно и в то же время просто. Николай Семенович  много лет болел стенокардией,  зимой 1895 г. болезнь обострилась, и 23 февраля этого же года он скончался. Мастер языка, новатор и тончайший стилист, Николай Семенович Лесков до сих пор является одним из самых непрочитанных «пророков» русской литературы.

Список литературы  Лескова, имеющейся в фонде Ребрихинской библиотеки

1.   Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Т.1. М.: ТЕРРА, 1996.-912с.: ил.

2.   Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Т.4. М.: ТЕРРА, 1997.-776с.: ил.

3.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.1.-М.: Правда, 1989.-480с.

4.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.2.-М.: Правда, 1989.-416с.

5.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.3.-М.: Правда, 1989.-464с.

6.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.4.-М.: Правда, 1989.-672с.

7.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.5.-М.: Правда, 1989.-510с.

8.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.6.-М.: Правда, 1989.-606с.

9.   Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.7.-М.: Правда, 1989.-464с.

10. Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.8.-М.: Правда, 1989.-480с.

11. Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.9.-М.: Правда, 1989.-414с.

12  Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.10.-М.: Правда, 1989.-416с.

13. Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.11.-М.: Правда, 1989.-397с.

14. Собрание сочинений: в 12-ти т. Т.12.-М.: Правда, 1989.-442с.

15. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.1.-М: Правда, 1981.-495с.

16. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.2.-М: Правда, 1981.-510с.

17. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.3.-М: Правда, 1981.-495с.

18. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.4.-М: Правда, 1981.-320с.

19. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.5.-М: Правда, 1981.-384с.

20. Избранные сочинения – М. : Худож. лит, 1979.-558с.

21. Избранное. – М. : Современник, 1979.-315с.- (Классическая библиотека «Современника»)

22. Грабеж: [повести] – М. : Дет.лит, 1982.-63с.- (Школьная библиотека)

23. Захудалый род. Детские годы. Павлин – М. : Сов. Россия, 1985.-448с.

24. Заячий ремиз-М. : Сов. Россия, 1987.-576с.- (Худож и публицистическая библиотека атеиста)

25. Кадетский монастырь: [повесть и рассказы]-М. : Дет. Лит,  2002.-168с.

27. Левша: [повести и рассказы] – Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.-464с.

28. Левша: [рассказы и повести] – М. : Дет.лит, 2002.-332с.-(Шк.б-ка)

29. Леди Макбет Мценского уезда: [повести и рассказы]- М:  ЭКСМО, 2006.-640с.- (Русская классика)

30. Очарованный странник. Тупейный художник- М.: АСТ: Астрель, 2006.-190с.-(Библиотека школьника)

31. Очарованный странник.- М. : Сов. Россия, 1986.-240с.

32. Повести. Рассказы.- М.: Олимп, АСТ, 1997.-688с.- (Школа классики)

33. Повести и рассказы – М: Худож. лит, 1990.-527с.- (Шк.б-ка)

34. Рассказы – Челябинск: Юж. Урал. КН. изд-во, 1981.-460с.

35. Рассказы и повести – М.: Худож. лит, 1981.-495с.

36. Соборяне: [роман, рассказы]  – М. : ЭКСМО, 2007.-592с.- (Русская классика)

37. Тупейный художник: [рассказ]- М. :Дет.лит, 1983.-319с.- (Шк. б-ка)

38. Человек на часах: [избранные повести и рассказы]-М. : Изд.Дом «Парад» «Бибком», 2006.-832с.