Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Александр Ярославич Невский

19.05.2022

Александр Ярославич Невский

Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав — младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом — Владимир Мономах. С самого раннего детства принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. «Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя,  благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы. В 1240 году войско шведов на кораблях вторглось на Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся — я уже здесь и пленяю твою землю». Но этот  вызов не смутил юного князя, хотя у него была  малочисленная дружина. Отдав приказание своим воинам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор, где вместе со святителем и новгородским народом горячо молился. Приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и  народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!» Александр мужественно повел своё войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Князь Александр был впереди и  нанес Биргеру тяжкий удар. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы. В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.  Александр Невский, выступив в зимний поход, освободил Псков, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение, получившее название Ледового побоища. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс. Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось ему ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одним не мог князь пожертвовать: святою православною верою. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему  сразу  отправляли на поклонение к  идолам. Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести.

Батый сразу понял, что перед ним — князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться. Я служу единому Богу, его чту и ему поклоняюсь!» Батый произнес, обращаясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем». Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ поднял восстание против татарских сборщиков дани. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, чтоб «татар бити». Восставший народ,  ограничился  убийством наиболее свирепых сборщиков. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства. Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг, спасая Русь от возмездия татар.  Жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды  Александр смертельно заболел и умер в Городце, недалеко от Владимира в монастыре 14 ноября 1263 года. Тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где  совершено погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». При погребении было явлено Богом чудо. Когда усопшему князю  хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту, Александр, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.

Список литературы, имеющейся  в фонде Ребрихинской библиотеки

1. Великий князь Александр Невский – Л.: Лениздат, 1992.-318с.

2. Житие Александра Невского – Новосибирск: СФ «Мирэн», 1991.-62с.

3. Мосияш С. Александр Невский: [роман-трилогия] / С. Мосияш.- М.: АРМАДА, 1994.- 622с.- (Рюриковичи)

4. Субботин, А. За Землю русскую: [исторический роман] / А. Субботин.- М.: Советский писатель, 1963.-743с.

5. Ян, В. Г. Собрание сочинений: в 4-х т. Т.4. Юность полководца. Молотобойцы. Голубые дали Азии / В. Г. Ян.- М.: Правда, 1989.-513с.

6. Ян, В. Г. Избранные произведения: в 2-х т. Т.2. К последнему морю. Юность полководца. / В. Г. Ян.- М. : Худож. лит, 1979.-519с.

7. Ян, В. Г. К последнему морю. Юность полководца / В. Г. Ян.- М.: ЭКСМО, 1993.-414с.

8. Ян, В. Г. Огни на курганах. Юность полководца. Молотобойцы / В. Г. Ян.- М. : Худож. Лит, 1989.-400с.

 

Алексей Иванович Мусатов – русский советский писатель

Родился 12 марта 1911г. в с. Лизуново (ныне Александровского района Владимирской области) в крестьянской семье. Мальчиком Алёша Мусатов нянчил младшую сестру Ксюшу и жал с матерью рожь, носил в поле обед отцу и помогал ему плотничать, пас корову, а в счастливые свободные часы пропадал с друзьями на речке, в лесах, в лугах.

Окончил сельскую школу. Работал учителем в сельской школе (1929-1931гг.). После окончания школы приехал в Сергиев и поступил в педагогический техникум, который тогда размещался в Лавре. Во время учебы проявил большой интерес к художественной литературе и стал одним из организаторов литературного объединения, которое пользовалось популярностью не только у студентов техникума, но и среди горожан. В объединении регулярно обсуждались произведения, созданные его участниками, проводились диспуты, выпускался рукописный литературно−художественный журнал. Это объединение не раз посещали известные писатели М.М. Пришвин, А.В. Кожевников, С.Т.Григорьев, которые в те годы жили в Загорске и охотно помогали начинающим литераторам. В 1930 году окончил Загорский педагогический техникум, в 1934 году Редакционно-издательский институт, в 1938 году — сценарный факультет ВГИКа. Член Союза писателей СССР с 1935.

В 1942-1943гг. курсант Ташкентского военного пехотного училища, в 1943-1944гг. командир взвода в Семипалатинском запасном полку. В 1944-1946гг. литсотрудник окружной военной газеты в Ташкенте. Писал преимущественно о сельской молодёжи, об участии детей в общественном труде. Его книги переведены на многие языки народов СССР. Большинство повестей посвящены жизни русской советской деревни, хотя есть у него, к примеру, повесть о молодых рабочих-строителях. Писал он и о студенческой молодежи, а если говорить об очерках, то тематические границы здесь очень широки. И все же на всех этапах творчества главное внимание Мусатова привлекала жизнь деревни, и с истинным увлечением писал он о крестьянском труде, постоянно интересовался проблемами колхозного движения, они его волновали более всего, ими он жил. И этому есть свое объяснение. Алексей Иванович — выходец из крестьян. В селе он вырос, окончил сельскую школу, рано приохотился к нелегкой крестьянской работе, кровно полюбил родную русскую природу. Жизнь деревни для него — открытая книга. Мусатов много и упорно учился в институтах и в жизни. Немало поездил по белу свету. Поездки в Сибирь и на Алтай, на Северный Кавказ и на Украину по заданиям журналов “Октябрь”, “Крестьянка”, “Молодая гвардия”, “Смена” и др. Видел разных людей в разных странах… И остался верен сельской теме, своему идеалу, который выразил еще в первых повестях — «Шанхайка» и «Шекамята». Герои Мусатова и деятельны и мечтательны. Главное, они умеют приближать мечту к сегодняшнему дню. Они во что бы то ни стало стараются сделать ее реальностью. Книги Алексея Ивановича Мусатова переведены на многие языки.

Алексей Иванович был человеком душевно щедрым и скромным. Он никогда не козырял своими заслугами, орденами, литературными премиями, хотя был в числе зачинателей советской литературы для детей и славе его среди юных читателей могли бы позавидовать многие. Зато работал всегда, изо дня в день, даже в долгие месяцы тяжелой болезни, оборвавшей его жизнь. Алексей Мусатов умер в 1976 году. Похоронен на Химкинском кладбище. Был награждён Сталинской премией третьей степени (1950) — за повесть “Стожары” (1948);
первой премией на конкурсе Детгиза – за повесть “Стожары”; двумя орденами “Знак Почёта” в 1961г. и в 1971г. за заслуги в области детской литературы.
* Афоризм писателя:

Когда в споре человек пускает в ход кулаки, значит он сдается.

Список изданий, имеющихся в фонде Ребрихинской библиотеке

1. Собрание сочинений: в 3-х т. Т.3. Черемуха. Зеленый шум. Клава Назарова – М. : Дет.лит, 1978.-448с.

2. Собрание сочинений: в 3-х т. Т.2. Стожары. Дом на горе – М. : Дет. лит, 1977.-480с.

3. Собрание сочинений: в 3-х т. Т.1.Большая весна. Земля молодая – М. : Дет.лит, 1976.-448с.

4. Весенняя песня – М. : Мол. Гвардия, 1970.-80с.

5. Диковинки-М.: Дет. лит, 1972.-95с.

6. Дом на горе: [повесть] – М. : Дет.лит, 1986.-336с.- (Школьная библиотека)

7. Дубовые листья: [повести] – М.:Дет. лит, 1981.-365с.

8. Как хлеб на стол пришел – М.: Малыш, 1981.-26с.

9. Медуницы: [повести]- М.: Сов. Россия, 1968.-256с.

10. Паша Ангелина- М.: Мол. гвардия, 1971.-208с.- (Твои герои, комсомол)