Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Фёдор Михайлович Достоевский: титан мысли, слова и правды

19.05.2022

Фёдор Михайлович Достоевский: титан мысли, слова и правды

11 ноября – день рождения признанного классика русской и мировой литературы, мыслителя, философа, публициста, великого знатока и певца «загадочной русской души», таланту которого поклоняется весь мир, Фёдора Михайловича Достоевского. Его творчество актуально во все времена, несколько поколений читателей продолжают «внимать музыке этого страшного и великолепного писателя» (Г. Гессе). В основе его произведений – мир страданий и переживаний людей, душевных метаний и тревог, в изображении которых он не знает себе равных. Заглядывая в бездну человеческой души, автор размышляет над темами свободы и ответственности, добра и зла, темного и светлого начал.

Биография писателя содержит множество интересных фактов, малоизвестных широкому кругу людей. Приведем лишь некоторые из них.

«Новый Гоголь явился». 10 фактов о Фёдоре Достоевском

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей, философов и мыслителей.

Его имя не нуждается в представлении – кто из нас не читал Достоевского в школе? Его романы остаются актуальными и сегодня – насколько острые в них поднимаются вопросы, настолько ярко выписаны персонажи Даже если вам кажется, что вы знаете о биографии Достоевского всё, прочитайте нашу подборку из 10 интересных и малоизвестных фактов о нём вы узнаете,. Увлекательного чтения!
1. По линии отца Фёдор Михайлович происходил из пинской шляхты, герба Радван, чьё родовое имение Достоево в XVI—XVII веках находилось в белорусском Полесье (ныне Ивановский район Брестской области, Беларусь).
2. Достоевский окончил инженерное училище, но по специальности работал не больше года, решив всецело посвятить себя литературе.

3. Достоевский пережил гражданскую казнь в связи с делом «петрашевцев». Писатель был осужден на смертную казнь, но в самый последний момент он был помилован и сослан в Сибирь на каторгу.

4. Когда писатель был сослан в омскую крепость через Тобольск, жена декабриста Фонвизина подарила ему Евангелие. В первые два года, которые Достоевский провел в Омске, ему не давали ни книг, ни возможности писать, и заключенный все это время читал Евангелие. У писателя даже не было карандаша и он ногтем делал пометки на полях – всего почти 1700. С этой тобольской книгой он не расставался до конца жизни.

5. Первая жена писателя Марья Дмитриевна отчасти являлась прототипом Катерины Ивановны Мармеладовой, героини романа «Преступление и наказание». Катерина Ивановна, как и Марья Дмитриевна, была больна чахоткой и умерла в молодом возрасте. Кроме того, Настасья Филипповна из «Идиота» практически полностью «списана» с Марьи Дмитриевны.

6. Второй брак Достоевского был очень поздним. Писатель женился на своей стенографистке Анне Сниткиной, когда ему было около 45 лет, а невесте – около 20 лет. Эта разница в возрасте напоминает отчасти историю отношений Лужина и Дуни Раскольниковой. Свой последний (и едва ли не самый знаменитый) роман «Братья Карамазовы» Достоевский посвятил Анне Сниткиной.

7. Однажды издатель Стелловский заключил с Достоевским «чудовищный» контракт, согласно которому писатель должен был подготовить новый роман в невероятно сжатые сроки. Незадолго до этого в Европе Достоевский набрал множество долгов при игре в рулетку и должен был написать произведение, чтобы расплатиться с кредиторами. В результате, менее чем за месяц был написан роман «Игрок». Сам скандальный издатель Стелловский в конце концов сошел с ума и умер в доме сумасшедших в возрасте около 50 лет.

8. Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами Достоевский писал свои романы, на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.

9. Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

10. Писатель умер от туберкулеза легких в 59 лет.

Список произведений Ф.М. Достоевского, имеющихся в фонде Ребрихинской библиотеки

Михаил Васильевич Ломоносов

10 самых интересных фактов о Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов – известнейший российский ученый, сделавший колоссальный вклад в развитие множества естественных наук. Переоценить то, как Ломоносов реализовал собственный талант к получению и применению знаний, просто невозможно. Михаил Васильевич относится к тем уникальным людям, которые живут на несколько десятков лет впереди остальных. Научная деятельность Ломоносова впечатляет не только своим объемом, но и удивительной разносторонностью. Предлагаем вам посмотреть на ученого немного с другой стороны и узнать 10 интересных фактов из жизни Михаила Васильевича.

Михаил Васильевич отметился, будучи учеником «Спасских школ». Именно так в просторечии называлась Славяно-греко-латинская академия – старейшее высшее учебное заведение города Москвы, открытое в 1685 году. Однако начиналось обучение Ломоносова отнюдь не радужно. Ведь будущий ученый оказался в «Школах» несколько позже, чем тогда было принято, из-за чего многие дразнили и задирали мальчика. Но прилежание и трудолюбие Ломоносова в совокупности с недюжинными способностями сделали свое дело: сразу три класса Михаил Васильевич «закрыл» в один год, а итоговую дистанцию в 12 классов ученый преодолел за 4 года.

Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, решил, что 19-летний юноша вполне годится для того, чтобы встать под венец. Узнав о подобных намерениях своего батюшки, Михаил Васильевич собрал кое-какие пожитки и 15 декабря ушел из дома прочь, навстречу знаниям и учению. Первую часть далекого пути будущий ученый просто-напросто прошагал на своих двоих, и только потом Ломоносову удалось настигнуть караван с рыбой, движущийся по маршруту Холмогоры-Москва. В конечном счете юноша потратил ровно три недели, но добрался-таки до своей заветной цели.

Отношения у Ломоносова со своим папой были слегка специфичными (сын не соизволил предупредить отца о побеге и даже не простился со своим на тот момент самым близким родственником). Тем не менее, уже в 10 лет юный Михаил променял беззаботное детство на труд и активно помогал папе по части рыбной ловли. Кстати, Ломоносова ошибочно считают причастным к поморам – никакой документации, подтверждающей сей факт, нет. Ученый родился в крестьянской семье, и бедное положение тоже сыграло роль в становлении Михаила Васильевича. Денег у отца Ломоносов не брал никогда – не потому что их и брать по большому счету было не у кого, а из соображений самостоятельности.

Времена идут, а размер стипендии не меняется – покачивают головой сегодняшние студенты. Что уж там, если сам Михаил Васильевич Ломоносов в свое время имел денежное жалование в размере 3 копеек ежедневно. Много ли это для 30-х годов XVIII века? Одни источники утверждают, что в те времена на такие деньги можно было купить 1.5 килограмма мяса, по сведениям других 3 копейки равнялось четырем килограммам хлеба. Так или иначе, стипендия Ломоносова не являлась заоблачной, и Михаил Васильевич вынужден был подрабатывать, дабы содержать себя хоть на сколько-нибудь приличном уровне.

Открытие было сделано Ломоносовым уже в зрелом возрасте. 26 мая 1761 года во время наблюдения прохождения Венеры по Солнцу ученый заметил, как на солнечном диске появился «пупырь» (так Михаил Васильевич обозначил удивительное явление). Факт открытия атмосферы Венеры именно Ломоносовым задокументирован указанной выше датой. Также отдельно выходил целый труд за авторством нашего сегодняшнего героя «Явление Венеры на Солнце», однако в Западной Европе данные заслуги приписывались другим ученым. Интересно, что сам Ломоносов не включил грандиозное открытие в собственный список работ, которые он считал наиболее значимыми в своей научной деятельности

Не поступление в Академию было для юноши смерти подобно, и одновременно с этим шанс «пролететь» был чуть ли не стопроцентным, учитывая происхождение кандидата. Поэтому Михаил Васильевич пошел на крайне рискованный шаг – он подделал собственные документы, выдав свою персону за сына дворянина из Холмогор.

«Близ Магелланова пролива, около 53 градусов полуденной широты великие льды ходят» – к такому заключению Ломоносов пришел в 1757 году, работая над очередной книгой. Ученый заинтересовался айсбергами и провел глубокое исследование, в ходе которого выяснил их строение и природу появления в целом. В результате проделанной аналитической работы Михаил Васильевич пришел к выводу, что территория больших льдов находится непременно на юге Земли, поскольку ни при каких других обстоятельствах айсберги не могли там появиться. Что ж, ученый снова оказался прав – спустя годы действительно был обнаружен южный материк, получивший название Антарктида.

Уникальность Михаила Васильевича Ломоносова крайне сложно переоценить. Ученый оставил свой след практически во всех существующих науках, внеся в развитие каждой из них колоссальнейший вклад. Научная деятельность такого масштаба подразумевает знание нескольких языков (по крайне мере, одним только русским дело ограничиться никак не могло). За свою не столь продолжительную жизнь (всего 53 года) ученый в совершенстве овладел 12 языками, среди которых, помимо родного, фигурировали еще английский, испанский, немецкий, итальянский, французский, польский, венгерский, греческий и еще несколько. Кроме того, Ломоносов мог довольно сносно общаться еще на полутора десятках языках.

Известно, что Ломоносов имел неимоверную тягу к изучению различных наук (взять тот же случай с уходом из дома в просветленную жизнь, а фактически на момент побега – в неизвестную пустоту). Основав университет (хоть и не в одиночку), Михаил Васильевич дал шанс получать квалифицированное обучение всем желающим и имеющим к этому способности. Неудивительно, что столь выдающийся человек оставил в наследство России не только колоссальные труды, но и университет, который не просто функционирует, а является престижнейшим ВУЗом страны. Удивительно только то, что МГУ присвоили имя Ломоносова лишь в 1940 году.

Список произведений М.В. Ломоносова, имеющихся в фонде Ребрихинской библиотеке

1. Сочинения-М: ООО Издательский Дом  Летопись-М, 2000.-285с.- (Мир поэзии)

2. Избранная проза- М. : Сов. Россия, 1980.-512с.

3. Избранное- 3-е изд.-М.: Дет. Лит, 1978.-128с.

4. Избранное – переизд.- М. : Дет. Лит, 1986.-158с.

5. Для пользы обществ-М. : Сов. Россия, 1990.-384с.-(Б-ка русской художественной публицистики)

6. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза  о нем – М: Современник, 1989.-493с.: ил- (Открытия и судьбы. )Летопись научно – технической мысли России в лицах и документах)

7. Стихотворения – М. : Сов. Россия, 1980.-88с.-(Школьная библиотека)

8. Стихотворения. Письма / М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. К.Тредиаковский-М.: Агенство КРПА «Олимп»; ООО «Изд-во «Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2001.-544с.- (Шк. классики)

Дмитрий Сергеевич Лихачев

7 малоизвестных фактов о Дмитрии Лихачеве

28 ноября 1906 года родился Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся учёный-филолог, академик, исследователь древне-русской литературы, публицист и общественный деятель. В его жизни было многое: арест, лагерь, блокада и большая научная работа. Вспомним 7 малоизвестных фактов о нём.

1. Первая любовь – театр.

Больше всего маленькому Диме нравилось бывать в театре. Первый спектакль, на который его привезли, «Щелкунчик», впечатлил тем, что прямо на сцене падал снег и была елка. Театр стал навсегда любимым местом. ««Дон Кихот», «Спящая» и «Лебединое», «Баядерка» и «Корсар» неразрывны в моем сознании с голубым залом Мариинского, входя в который я и до сих пор ощущаю душевный подъем и бодрость», – писал Лихачев. В его кабинете висел голубой бархатный занавес из Мариинского театра. В 1940-х годах Дмитрий Сергеевич приобрел его в комиссионном магазине

2. Красный университет.

Лихачев поступил в университет в 16 лет на факультет общественных наук (ФОН – тогда шуточно расшифровывали как «Факультет ожидающих невест»). Учиться было до чрезвычайности интересно. Лекций обязательных для посещения не было, но студенты и преподаватели, увлеченные своими предметами, могли засиживаться в аудитории до ночи. Университет 1920-х годов представлял собой пеструю картину: среди студентов были и участники гражданской войны, и дети интеллигенции, воспитанные гувернантками. «Профессоров разделяли «на «красных» и «старых»… «Красные» знали меньше, но обращались к студентам «товарищи»; старые профессора знали больше, но говорили студентам «коллеги»», – вспоминал Лихачев. Его любимым предметом была логика: «С первого курса я посещал практические занятия по логике профессора А. И. Введенского, которые он по иронии судьбы вел в помещении бывших Женских Бестужевских курсов. «По иронии судьбы» — ибо женщин он открыто не признавал способными к логике».

3. «Космическая академия наук»

Дмитрий Сергеевич был осужден за участие в «Космической академии наук» как контрреволюционер. Этот молодежный кружок не преследовал политические цели. Его участники заявляли о своей верности юмору, оптимизму и дружбе. Идея Академии родилась случайно, во время прогулки на Кавказе. Каждому из девяти участников, согласно его склонностям, присваивали кафедры («апологетического богословия», «изящной химии», «изящной психологии»). Сам Лихачев получил кафедру «старой орфографии», или в другом варианте «кафедру меланхолической филологии». Друзья собирались открыто каждую неделю, пели песни, катались на лодках, ездили в Царское Село. Ими был провозглашен принцип «веселой науки»: «науки, которая не только ищет истину, но истину радостную и облеченную в веселые формы». Лихачев сделал доклад «Об утраченных преимуществах старой орфографии». Сам академик впоследствии сетовал, что это сообщение спустя многие годы воспринимают серьезно: «доклад шуточный… доклад ироничен и соответствует духу карнавала, господствовавшему в Космической Академии».

4. Соловки научили добру.

8 февраля 1928 года «академиков» арестовали. Лихачева отправили на Соловки. Там он пережил «общие работы» и сыпной тиф. Больше всего Соловки убедили Лихачева в том, что в каждом человеке есть непременно что-то хорошее. Квартирный вор Овчинников и бандит-налетчик Иван Комиссаров, сидевшие с Лихачевым в одной камере, спасли ему жизнь. «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни», – писал исследователь. Но поездка на Соловки в 1966 году оставила у Дмитрия Сергеевича тяжелые впечатления: «Один памятник для всех сотен могил, рвов, ям, в которых были засыпаны тысячи трупов, открытый уже после моего последнего посещения Соловков, должен, как мне представляется, еще более подчеркивать обезличивание, забвение, стертость прошлого. Увы, тут уже ничего не сделаешь. Надо призвать свою память, ибо помнить прошлое Соловков стало уже больше некому».

5. Детское одеяло.

На Соловках у Лихачева был маленький матрас, набитый волосом, и детское пуховое одеяло – самая легкая и необходимая поклажа. Укрыться таким одеялом можно было только по диагонали. Зимой, чтобы не замерзнуть, надо было укрываться еще чем-то. Но «лежать под детским одеялом — это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь», – вспоминал академик.

6. Злополучное прилагательное.

В 1935 году вышла статья Лихачева «Черты первобытного примитивизма воровской речи». Мечтая о научной стезе, Лихачев пытался поступить в аспирантуру Института речевой культуры. Первый экзамен был политическим, и ответ Лихачева, который прочел «Азбуку коммунизма» Бухарина, не понравился экзаменаторам. На экзамене по специальности был задан вопрос: «Что такое прилагательное и укажите виды прилагательных». С этого экзамена Лихачев ушел, не ответив. Определение было далеко не просто. «Одним словом: бедные школьники…», – заключал Лихачев, зная, что, по мнению экзаменатора, на этот сложный лингвистический вопрос «мог бы ответить любой школьник». Зато древнерусская литература получила замечательного исследователя.

7. «Поэзия садов».

В 1985 году Лихачев был награжден дипломом за фильм «Поэзия садов» (Ленфильм). Еще до выхода фильма он 20 лет занимался этой темой с точки зрения науки, а вообще интересовался ими всю жизнь. Сам ученый отвечал на вопрос о том, как его интерес к садам связан с его интересом к литературе так: «Стилистические особенности садов дают часто нам ключ к стилистическим особенностям русской поэзии». Лихачев мог удивительно много интересного рассказать о Петергофе, Ораниенбауме, Павловском, Царском Селе, Коломенском. Каждый сад для него был непременно связан с тем или иным поэтом. «То, что я занимаюсь садами, это для меня органично. Я думаю, что буду заниматься садами до конца своей жизни… Сады играют особую роль, они нужны для наших сердец, мы слишком сейчас заняты городом», – говорил Лихачев.

Лихачёв не только внёс неоценимый вклад в развитие русской культуры, но и являлся одним из духовных лидеров общества. Вся жизнь этого великого человека была направлена на служение своей Родине, сохранение и приумножение её культурного богатства. Лихачёв относился к той уникальной категории людей, к мнению которых прислушивается вся страна. Нередко его называют «совестью нации».

Результатом многолетней научно-исследовательской деятельности учёного стали 500 научных и 600 публицистических трудов. Сложные научные факты в трудах Лихачёва излагаются просто и доступно, поэтому они интересны не только специалистам, но и обычным читателям.

Отдельные книги учёного были адресованы молодому поколению, в их числе «Письма о добром и прекрасном». В этой книге Лихачёв рассуждает о любви к людям, скромности, нравственности, сострадании и призывает ходить «путями добра», опираясь на вечные и незыблемые принципы.

После перестройки общество и власть стали внимательно прислушиваться к мнению Лихачева. Его ожидало признание, многочисленные почести и награды. За огромный вклад в развитие русской культуры, академик стал первым кавалером восстановленного ордена Андрея Первозванного.

Список произведений Д.С. Лихачева, имеющихся в фонде Ребрихинской библиотеки

1. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси- СПб: Азбука, Азбука-Аггикус, 2014-480с.-(Азбука-классика)

2. Заветное-М. : Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.-271с.

3. Земля родная: кн. для учащихся-М. : Просвещение,1983.-256с.: ил.

4. Мысли о жизни. Письма о добром-М. :Колибри: Азбука – Аггикус, 2014.-573с.

5. О философии-М. : Высш.школа, 1989.-208с.-(Классики литературной науки)

6. Письма о добром и прекрасном-3-е изд.-М. : Дет. Лит, 1989-238с.: фотоил.

7. Раздумья-М. :Дет. Лит, 1991.-318с.

8. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: монография-2-е изд., доп.-М.: Худож.лит, 1985.-352с.

9. Школа на Васильевском: книга для учителя/ Н. В. Благово, Е. Б. Белодубровский -М. : Просвещение, 1990.-159с.