Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Адамович Алесь Михайлович

19.05.2022

Адамович Алесь Михайлович

Алесь (Александр) Михайлович Адамович родился в семье врачей 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Копыльского района Минской области. Через год семья переехала в поселок Глуша Бобруйского района Могилевской области. В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги, особенно произведения Пушкина. В 15-летнем возрасте вступил в ряды партизанского отряда, рядовым бойцом сражался в отрядах Бобруйщины. Создав позднее романы про свою партизанскую войну, писатель отметит: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», так это потому, что ранее эту книгу мама написала своей собственной жизнью».

Мать писателя Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года Анна Митрофановна с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. В автобиографии о своей военной судьбе Адамович писал: «С 1928 года жили в рабочем поселке Глуша на Бобруйщине, там застала война, прошли через подполье, которое в Беларуси было в каждом, даже поменьше нашей Глуши, поселке, селении, если там не стояли партизаны, а с 3 марта 1943-го и по начало 1944-го я провоевал рядовым партизанского отряда имени Кирова…».

О невыносимой, ничем не утоляемой боли, которую несет война, Адамович говорил: «Когда писал «Хатынскую повесть» и привел партизана Флеру Гайшуна на пепелище его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога – неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флера, хватался за все, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флерину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьем сгорели мать, сестрички, все жители деревни. Более восьмидесяти трех тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях».

Штрихи биографии и кинематографическое наследие

Алесь Адамович учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950), аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1964). Работал в Институте литературы имени Я.Купалы АН БССР, преподавал в МГУ курс белорусской литературы. В последние годы жизни (1987-1994) был директором Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве. В 1989-1991 годах – народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу. Печатался как критик, прозаик и публицист. Был женат на Вере Семеновне Адамович. Весной 1954 года в семье родилась дочь Наталья.

Кинематографическое наследие Адамовича весомо. В 1969 году режиссер Игорь Коловский с Адамовичем и другими авторами создали документальный фильм «Хатынь, 5-й километр». В 1967-1969 годах Виктор Туров поставил дилогию «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» по мотивам романов Адамовича, в картинах звучали песни Владимира Высоцкого и сам бард снялся в коротком эпизоде. В 1975-1978 годах вышел цикл из четырех документальных картин, созданных Виктором Дашуком по книге «Я из огненной деревни». В 1985 году на киностудии «Беларусьфильм» Элем Климов поставил художественный фильм «Иди и смотри», в основе которого произведения «Хатынская повесть» и «Каратели».

Те, кто знал писателя лично, говорят, что душу Адамович вкладывал абсолютно во все, чем занимался. «Если красил забор, то так, что приехавшие с ним на дачу просили дать и им кисточку в руки, если присутствовал на съемках фильма «Иди и смотри», то непрерывно следил за процессом весь день, а по ночам писал», – вспоминает фотограф Евгений Коктыш. «На съемках «Иди и смотри» актеры никак не могли вжиться в роли людей военного времени. Как только камера выключалась, начинали вести праздные беседы. Элем Климов спросил совета у Адамовича: что делать, как создать в съемочной группе нужную атмосферу? Алесь Михайлович сказал: поставьте им песни военных лет. Удивительно, но после того, как на съемочной площадке стали крутить те мелодии, все изменилось», – рассказывает Евгений Фомич.

Кинофильм «Иди и смотри» получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира. По воспоминаниям Элема Климова, иностранцев картина впечатляла настолько, что во время сеансов за рубежом у кинотеатров дежурили кареты скорой помощи.

Последнее произведение, которое вышло при жизни автора, повесть-воспоминание «Vixi» («Прожито», 1993). В нем писатель подводит итоги своей жизни, смотрит на себя как бы сбоку, оценивая себя достаточно строго, с присущей ему самоиронией. Перед смертью Адамович приезжал в родной поселок Глуша, где прошло его детство, подарил землякам свою книгу «Vixi» с автографом, побывал на могилах родителей и брата и завещал похоронить его рядом с ними. Практически за неделю до своей внезапной смерти Адамович передал журналу «Неман» рукопись своего нового произведения  – «Путешествия из Минска в Москву и обратно», книги острой и злободневной, которая заставляет думать, анализировать, как и все творчество писателя. Умер Алесь Адамович от инфаркта 26 января 1994 года в Москве. Похоронен в поселке Глуша Бобруйского района.

Память жива

В Глуше есть улица Адамовича, сохранились дом Адамовичей и аптека, где работала мать писателя. В Глуше до сих пор живы люди, которые хорошо знают и помнят семью Адамовичей. В белорусских городах Столбцы, Борисов, Ивацевичи и агрогородке Колодищи также есть улицы, названные в честь Адамовича. В центре Москвы (по адресу Большой Казихинский переулок, 17) в 1996 году была открыта мемориальная доска в честь белорусского писателя и известного общественного деятеля. Мемориал был выполнен из бронзы Даниэлем Митлянским. Портрет писателя изображен на фоне сломанной ветки дуба с листьями. 9 ноября 2019 года прошло торжественное открытие памятника Алесю Адамовичу в п. Глуша Бобруйского района. Автор работы белорусский скульптор Геник Лойка.

В 2006 году вышел фильм «Franz + Polina» режиссера Михаила Сегала по мотивам повести Алеся Адамовича «Немой». В 2009 году по «Блокадной книге» режиссером Александром Сокуровым был снят документальный фильм «Читаем блокадную книгу». 4 мая 2017 года, киностудия «Ленфильм» выпустила полнометражную картину «Три дня до весны» режиссера Александра Касаткина, в основу сценария картины легли некоторые факты из «Блокадной книги».

 Список литературы, имеющейся в фонде Ребрихинской библиотеки

1. Имя сей звезде Чернобыль. К 35-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС- М.: АСТ, 2021.-544с.

2. Ничего важнее: Современные проблемы военной прозы – М,: Сов.писатель, 1985.-288с.

3. Партизаны: роман-дилогия – М: Воениздат, 1980.-571с.-(Школьная библиотека)

4. Сыновья уходят в небо: роман-дилогия – М: Мол. гвардия, 1987.-588с.-(Библиотека юношества)

5. Хатынская повесть – М.:Дет.лит,1988.-223с.-(Школьная библиотека)

6. Хатынская повесть. Каратели. Последняя пастораль: повести.- М.: Сов. писатель, 1989.-640с.

7. Хатынская повесть. Каратели (Радость ножа или Жизнеописание гипербореев)-М.: Сов.писатель, 1984.-416с.

8.  Хатынская повесть. Каратели- М.: Известия, 1983.-447с.- (Б-ка «Дружбы народов»)

9. Адамович, А.М. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин.- СПБ. Азбука: Азбука-Аттикус, 2019.-736с.-(Азбука-классика)