Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Балашов Дмитрий Михайлович

19.05.2022

Балашов Дмитрий Михайлович

Дмитрий Михайлович Балашов родился в ночь с 7 на 8 ноября 1927 г. в Ленинграде в семье актёра Театра юного зрителя Михаила Михайловича Гипси (Кузнецова) и театрального художника Анны Николаевны (в девичестве Васильевой). При рождении он получил имя Эдвард, которое позднее сменил на Дмитрий (8 ноября отмечается день памяти великомученика Дмитрия Солунского). Кроме него, в семье также был младший сын – Григорий.

До Великой Отечественной войны будущий писатель учился в 1-й образцовой школе в Соляном переулке, занимался в кружках во Дворце пионеров, в том числе рисунком и живописью – в студии К. А. Кордабовского.

О предвоенном и военном времени Д.М. Балашов кратко писал в «Автобиографии» (1999 г.): «До войны – школа, “примитивная бедность”, горячо любимая мать. Затем – блокада, смерть отца от голода. Весной 1942-го -эвакуация. Едва живые, приезжаем в Сибирь, на горный рудник. Молодость, бедность, школа». Тема блокады не перестала волновать писателя и спустя много лет после войны.

В эвакуации Анна Николаевна с сыновьями жила на руднике Берикуль в Кемеровской области, работала воспитателем в детдоме. После снятия блокады семья вернулась в Ленинград. Закончив 10 классов, в 1945 г. Д. М. Балашов поступил на театроведческое отделение Театрального института на улице Моховой. Продолжал он бывать и в студии К. А. Кордабовского, где писал натюрморты. В 1947 г. Дмитрий Михайлович впервые посетил Новгород. Свидетельством первого знакомства с городом, разрушенным войной, стали рисунки новгородских храмов. Древнерусские города влекли к себе художника, и в 1948 г. он побывал в г. Пскове. 28 августа 1948 г. газета «Псковская правда» опубликовала письмо Д.М. Балашова «Сохраним памятник страны», в котором 20-летний студент Театрального института горячо выступал за срочное спасение уникальной росписи начала XIV века в соборе Снетогорского монастыря. Через несколько лет Дмитрий Михайлович попытался изложить свои впечатления от поездки в виде рассказа, о чем свидетельствуют черновики и наброски.

В 1950 г. Д.М. Балашов защитил дипломную работу «Борьба Щедрина с либеральной и реакционной драматургией за демократизм и реализм искусства русского театра (в 60-х, 70-х и начале 80-х годов)». Местом работы начинающий специалист выбрал г. Кириллов, где находилась Вологодская областная культпросветшкола. Север уже тогда притягивал к себе будущего писателя и исследователя русского фольклора.

Первый опыт самостоятельной жизни в отдалённой провинции оказался для Дмитрия Михайловича серьёзным испытанием. Разногласия с местным руководством окончательно вынудили Д. М. Балашова покинуть г. Кириллов летом 1951 г. В апреле 1952 г. он устроился преподавателем основ советского искусства и режиссуры в Новгородскую областную культпросветшколу, которая тогда располагалась в г. Окуловке, но через два месяца снова вернулся в Ленинград.

В последующие годы Д. М. Балашов трудился лаборантом в средней школе, рабочим в Московском парке Победы, художником в производственно-технической конторе Центрального парка культуры и отдыха им. Кирова, руководителем театрального кружка в Доме пионеров в г. Зеленогорске. В 1953 г. он прошёл учебные сборы при ДОСААФ и получил воинскую специальность моториста, о чем свидетельствует военный билет.

Это время было ознаменовано для Дмитрия Михайловича напряженным поиском своего жизненного пути. В 1957 г. он был принят научно-техническим сотрудником в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР. Кандидатскую диссертацию  «Древняя русская эпическая баллада» (1962 г.) Дмитрий Михайлович защитил, когда уже работал сотрудником Института языка, литературы и истории Карельского филиала Академии наук СССР в г. Петрозаводске.

В конце 1960-х гг. Д. М. Балашов оставил работу в институте и, вложив гонорар за повесть «Господин Великий Новгород» в покупку дома и обустройство хозяйства в д. Чеболакша Кондопожского района на берегу Онежского озера, уехал из г. Петрозаводска.

11 ноября 1970 г. после тяжёлой болезни умерла мать Дмитрия Михайловича. Её светлой памяти писатель посвятил роман «Марфа-Посадница», рукопись которого Анна Николаевна успела прочитать незадолго до смерти. Многие черты матери Балашов увековечил в образе новгородской боярыни. Роман посвящен периоду, когда Новгород присоединили к Московскому княжеству. Основой романа послужили труды историка Янина, благодаря которым Дмитрию удалось отразить вечевое устройство и кризис того времени. Основой сюжета стал трагический образ Марфы, вступившей в борьбу против будущей столицы. Балашову удалось невозможное: он объединил документальное виденье эпохи с яркими драматическими образами героев. Стоит также отметить, что автор больше симпатизирует еретикам Новгорода, чем деятелям Московской православной церкви.

В Чеболакше писатель вёл настоящий крестьянский образ жизни, проверял и утверждал на собственном примере бытовые подробности, упоминаемые на страницах его исторической прозы

В 1976 г. Д.М. Балашов стал членом Союза писателей СССР  и Литературного фонда Союза писателей СССР. В 1977 г. он получил квартиру в г. Петрозаводске, но продолжал жить и работать в Чеболакше. Деревня постепенно пустела, через несколько лет здесь отключили электричество. Непонимание со стороны местного начальства и конфликт с одним из жителей не раз грозили сорвать начатую Балашовым грандиозную работу над романами цикла «Государи Московские». Зимой 1983 г. сгорел дом в Чеболакше.

Из Карелии Дмитрий Михайлович по совету друга, художника-реставратора С.В. Ямщикова, переехал в Псковскую область, но вскоре остановил выбор на Новгороде. В том же 1984 г. Балашов исполнил эпизодическую роль художника-патриота в фильме «Господин Великий Новгород». Он решил остаться в древнем городе, прошлое которого когда-то вдохновило его обратиться к большой исторической прозе. В 1987 году писатель отметил юбилей со дня рождения.

Исторические труды Д.М. Балашова принесли ему не только широкую известность в стране, но и признание. В 1987 г. Дмитрию Михайловичу присвоили звание «Ветеран труда», в 1988 г. – почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». С 1 января 1989 г. по постановлению комиссии горисполкома он стал персональным пенсионером местного значения. 19 мая 1997 г. «за большой личный вклад в пропаганду исторического значения города, заслуги в литературной и общественной деятельности» Д. М. Балашову было присвоено звание «Почётный гражданин Новгорода». Главным его творением смело можно назвать цикл романов под названием «Государи Московские». В него вошло десять произведений, написанных с 1975 по 2000 год. Самым популярным среди них является роман, который в промежутке между 1991 и 1997 годами написал Дмитрий Балашов – «Святая Русь». Это уникальная историческая хроника-эпопея, затрагивающая российскую историю начиная с 1263 и заканчивая 1425 годом. История начинается с кончины князя Александра Невского. Именно у Дмитрия впервые получилось так четко и правдоподобно воссоздать русское средневековье и наполнить художественные романы исторической достоверностью и философией. Вклад писателя в русскую литературу нашёл признание в виде литературной премии им. Л.Н. Толстого (1996 г., за цикл романов «Государи Московские»), Первой международной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (1997 г.), Большой российской литературной премии (1997 г., за роман-трилогию «Святая Русь»). В 1997 г. в Новгородской областной филармонии состоялось празднование 70-летия Д.М. Балашова. К юбилею Тверской областной академический театр драмы приурочил постановку на сцене новгородского Малого театра моноспектакля «Михаил Тверской» по роману «Великий стол».

Председатель Новгородской писательской организации Б.С. Романов так писал о Д.М. Балашове к его 70-летию: «…Балашов не придумывает историю и не изукрашивает ее – он ее объясняет, вливает свое вино в прозрачный древний сосуд. Когда сосуд наполняется всклень, без пустот и пузырей – немыслим раздрай между формой и содержанием: слова точно и плотно заполнили объем романа, люди и события так же точно и плотно вошли в то, что было» (Романов Б.С. Словутый мастер // Новгород. 1997. 6 ноября).

Дмитрий Михайлович не мог смириться с тем положением, в котором оказалась страна после распада СССР. Невзгоды и трудности сложного времени он испытал и на себе, о чём с горечью поведал в статье-исповеди «Хватит!». В интервью газете «Возрождение» (Санкт-Петербург, 1996, № 5(7)) романист сравнил духовное состояние России 1990-х гг. с состоянием Византии накануне её окончательного захвата турками.

У Дмитрия Михайловича были большие жизненные и творческие планы. Вместе с сыновьями он строил и обустраивал дом в д. Козынево Новгородского района, где проводил много времени за работой. В последние годы жизни Балашов активно писал и выступал, часто встречался с друзьями, будто предчувствуя скорый трагический исход.

17 июля 2000 г. Дмитрий Михайлович Балашов был убит в д. Козынево. Похоронен в г. Зеленогорске (Санкт-Петербург), рядом с могилой матери. По факту убийства было проведено расследование, состоялся судебный процесс .

Гибель Дмитрия Михайловича оказалась потрясением для всех, кто любил и знал его лично, был поклонником его творчества, сторонником его взглядов. Задачами ближайшего будущего стали увековечение памяти русского писателя и учёного и широкая пропаганда его художественного, публицистического и научного наследия. Памяти Д. М. Балашова был полностью посвящён октябрьский номер вестника «Славянский Ход» (г. Мурманск) за 2000 г.  Авторами очерков выступили его близкие, друзья и даже те, кто сохранил в душе воспоминания о единственной встрече с писателем. Участник первого Дня славянской письменности в г. Мурманске В. Бондаренко подвёл такой итог жизненного пути Балашова: «Сам Дмитрий Михайлович своего часа не пропустил. Он творил реальную историю России не только своими знаменитыми книгами <…>, он творил реальную историю России и своей жизнью. Страстный проповедник, неистовый ревнитель, друг и последователь Льва Гумилева. Державник, увлеченный красотой имперского замысла. Путешественник, исходивший пешком с фольклорными экспедициями весь Русский Север. Боец, не кланявшийся пулям под Дубоссарами, где вместе с русскими добровольцами отстаивал Приднестровье от румынской оккупации».

В ноябре 2001 г. состоялись Первые Балашовские чтения. Центр культуры В.И. Поветкина «Музыкальные древности» подготовил к чтениям выставку «Балашов-художник». Важным дополнением к Всероссийским чтениям стали Юношеские Балашовские чтения, которые с 2002 г. проходят в Центральной городской библиотеке им. Д. М. Балашова (ул. Т. Фрунзе-Оловянка, д. 7). Чтениям сопутствуют конкурсы творческих работ и рисунков, посвящённых Балашову. Неоднократно к чтениям были приурочены выставки архивных документов из фонда ГАНИНО. Материалы чтений и некоторые документы из фонда архива публиковались в сборниках.

На доме № 21/29 по Никольской ул. (бывшей Суворовской ул.) 17 июля 2001 г., в годовщину гибели Дмитрия Михайловича, была установлена мемориальная доска. Её текст гласит: «В этом доме с 1984 по 2000 год жил исследователь народной культуры, русский писатель, историк, Почетный гражданин Великого Новгорода Дмитрий Михайлович Балашов (1927-2000 гг.)».

Список литературы, имеющейся в фонде Ребрихинской библиотеки

1. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.6. Отречение- М.: Худож.лит, 1993.-681с.

2. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. Ветер времени- М.: Худож.лит, 1993.-575с.

3. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Симеон Гордый – М.: Худож.лит, 1992.-537с

4. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3. Бремя власти- М.: Худож.лит, 1991.-382с.

5. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. Великий стол.- М.:Худож.лит, 1991.-446с.

6. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Младший сын- М.: Худож.лит, 1991.-622с.

7. Бремя власти: [роман]/ худож. Б. Красильников.- М.: Современник, 1989.-416с.

8. Великий стол: [роман]- Екатеринбург: Каменный пояс-книга, 1993.-464с.

9. Великий стол: [роман]- М.: Современник, 1982.-464с.

10. Ветер времени- М.: Современник, 1990.-544с.

11. Господин Великий Новгород: [повесть]- Л.:Лениздат, 1990.-160с.

12. Младший сын: [роман-хроника]- М.:Современник, 1980.-623с.

13. Симеон Гордый: [роман]- М.:Современник, 1988.-525с.