Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Профориентация

18.05.2022

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. Чтобы сделать правильный выбор, важно соединить интересы конкретной личности с объективными требованиями сегодняшнего дня.

Классификация профессий

В соответствии с предложенной академиком Российской академии образования профессором Е. А. Климовым классификацией, все профессии делятся по предмету труда на пять групп:

1. «Человек – человек». Профессии этого типа связаны с обучением, воспитанием людей, управлением производством, бытовым, медицинским, информационным обслуживанием. Наиболее известные профессии этого типа: врач, учитель, психолог, менеджер, библиотекарь и т. д.

2. «Человек – природа». Ведущим предметом труда в типе «человек – природа» являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы. Примерами профессий этого типа являются: агроном, зоотехник, семеновод, фармацевт, кинолог и т. д.

3. Профессии типа «человек – знаковые системы» подразумевают работу со знаками, цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии:
переводчик, чертежник, топограф, математик, программист, секретарь и т.д.

4. Ведущий предмет труда в типе «человек – техника» – технические объекты (машины, механизмы), материалы и виды энергии. Примеры профессий: инженер – механик, инженер – металлург, строитель, архитектор, радиомеханик, сборщик компьютеров и т. д.

5. «Человек – художественный образ». Труд представителей этого типа профессий традиционно называют искусством. Здесь главный предмет труда – художественный образ, способы его построения. К профессиям этого типа можно отнести художника, артиста, музыканта, дизайнера и т. д.

По условиям труда профессии подразделяются на четыре
группы:
· труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);

· труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном);

· труд в необычных условиях: под землей, под водой, в воздухе, в горячих цехах (лётчик, шахтёр, водолаз, аппаратчик);

· труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, воспитатель, инженер по технике безопасности).

В зависимости от средств труда профессии подразделяются на четыре отдела:
· профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник аппаратуры, ювелир, музыкант, хирург);

· профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи);

· профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

· профессии, связанные с использованием функциональных средств орудий труда (преподаватель, актер, директор, спортсмен).

В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:
· гностические: цель – распознать, различить, оценить, проверить (испытатель);

· преобразующие: цель – обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, слесарь, портной, парикмахер);

· изыскательские: цель – изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать, (закройщик, разметчик, селекционер, специалист по рекламе, конструктор).

Обзор интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения.

Художественные произведения, в сюжете которых рассказывается о профессиях:

Айтматов Ч. “И дольше века длится день” (путевой обходчик)

АмосовН.М. «Мысли и сердце» (врачи)

Артюхова Н. повести «Светлана» и «Мама» (учителях)

Булгаков М.А.”Записки юного врача”, “Театральный роман”

Варшавский «Следы на дне» (водолазы)

Вересаев В.В. “Записки врача”

Вигдорова Ф. «Мой класс» (учитель начальной школы)

Герман Ю. “Дорогой мой человек”, «Я отвечаю за все» (врач)

Герритсен Т. – детективная серия о Джейн Риццоли (детектив и
патологоанатом)
Гришем Д. «Адвокат»

Дивер Джеффри – детективная серия о Райме и Сакс – о сборе и
обработке улик (полицейский детектив)

Довлатов С. «Марш одиноких» (журналист)

Дудинцев В. “Белые одежды” (генетики)

Зюскинд П. «Парфюмер»

Ирвинг Дж. «Правила дома Сидра» (акушере, сборщик яблок и руководитель детского дома)

Искандер Ф. «Созвездие козлотура» (журналист)

Каверин В. «Открытая книга» (ученый-биолог)

Катонин. В. «Хочу быть хирургом. Записки военного врача»

Кожевников В. «Знакомьтесь, Балуев!» (прораб)

Косидовский З. «Когда солнце было богом» (археологи)

Крелин Ю. “Хирург” (врач-хирург)

Кундера М. Невыносимая легкость бытия» (хирург)

Липатов В. “Деревенский детектив” (сельский милиционер)

Ломачинский. А. «Курьёзы военной медицины и экспертизы»

Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (педагог)

Маринина А.Б. «Шестерки умирают первыми» (милиция)

Моэм С. «Театр»

Набоков В. «Защита Лужина» (шахматист)

Найдин В. «Один день и вся жизнь. Рассказы врача»

Оруелл Д. «Фунты лиха в Париже и Лондоне» (посудомойщик)

Паустовский К. «Золотая роза» (о писательском труде)

Пирс Й. Серия детективов об искусствоведах

Пелевин В. «Generation «П» (копирайтер)

Поляков Ю. «Козленок в молоке» (писатели), “Работа над ошибками” (учителя)

Санин В.М. «Новичок в Антарктиде» (полярники)

Северина Г. «Легенда об учителе»

Сент-Экзюпери А. «Военный летчик», «Цитадель» (летчик)

Солженицын А.И. «В круге первом» (об ученых), «Раковый корпус» (врачи)

Трэверс П. «Мэри Поппинс» (няне)

Улицкая Л.Е. Сонечка (библиотекарь)

Усачёв А.А. «Цирк»

Уэбстер Дж. «Милый недруг» (руководитель детского дома)

Фейнман. “Вы, вероятно, шутите, мистер Фейнман” (ученый-физик)

Фрай С. Как творить историю» (историк)

Френсис Д. Детективы

Хейли А. «Отель» (служащие гостиницы), «Аэропорт» (работники аэропорта)

Хэрриот Дж. “О всех созданиях – больших и малых” (ветеринар)

Чивилихин В.А. «Елки-моталки» (лесные пожарные)

Чижова Е. “Крошки Цахес” (учительница английского языка)

Шевалье Т. «Девушка с жемчужиной» (художник)

Использована информация с сайта: http://crdb-nn.ru/dokyment/Posobij/sbornikmetodicheskikh_materialov_po_proforientacii.pdf?ysclid=l7txwrsqb7109541390

А мы предлагаем вам познакомиться поближе с профессией библиотекарь.

Библиотекарь – одна из старейших профессий. Первые ее представители работали еще с глиняными табличками. И, стоит отметить, это была исключительно мужская работа.

После появления первой публичной библиотеки в VI веке до нашей эры, деятельность хранителя книг стала почетной и уважаемой, но и круг обязанностей был больше: например, необходимо было заниматься реставрацией и описывать труды прошлого.

На Руси профессия библиотекарь зародилась в 1037 году, когда князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции.

Библиотекарь – это сотрудник, который организует, систематизирует и управляет библиотечным фондом, консультирует посетителей в выборе книг и журналов, заполняет документы (читательские книжки или карточки), проводит тематические мероприятия. Работа библиотекаря подразумевает постоянный поиск и сортировку книг. Все экземпляры, а также сведения о читателях, должны быть рассортированы для быстрого ориентирования и поиска необходимой информации.

Сейчас библиотекари работают не только с бумажными носителями, но и с компьютерным оборудованием: в некоторых случая данные дублируются, в других – полностью переходят в электронный формат. Поэтому современный библиотекарь должен обладать навыками работы с компьютером и оргтехникой. Из-за таких изменений в профессии появились новые специализации.
Менеджер информационных систем занимается планированием и разработкой технологического развития, определяет оптимальное сочетание потребностей пользователя и возможностей информационной системы.
Библиотекарь-технолог отличается от классического библиотекаря тем, что работает с информационными технологиями. Это опытный пользователь ПК, который работает с офисной техникой, с аудио- и видеоаппаратурой, ведет электронные каталоги и базы данных, занимается сайтом и социальными сетями библиотеки, чтобы привлечь посетителей и популяризировать чтение.
Администратор баз данных – специалист, отвечающий за создание, обслуживание и защиту от несанкционированного доступа базы данных. Главная его задача – поддержание работы сервера для получения беспрерывного доступа к необходимой информации.

К плюсам профессии библиотекарь относятся:

  • возможность читать большое количество разнообразной литературы;
  • работа в спокойной и тихой обстановке;
  • возможность совмещать работу и научную деятельность;
  • общение с людьми, интересующимися литературой;
  • работа рядом с домом, ведь библиотеки есть в каждом районе города.

Сегодня библиотеки, помимо выполнения своих основных функций, работают как культурные центры: проводят встречи с интересными личностями, организуют выставки и мероприятия, квесты для детей и взрослых на основе литературных произведений, проводят занятия по иностранным языкам и творческие мастер-классы. Благодаря этому учреждения остаются посещаемыми и вызывают интерес у новых посетителей.

Информация использована с сайта: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/bibliotekar/?ysclid=l7u0o9hd52877012183