Версия для слабовидящих
logo
«Ребрихинская районная центральная библиотека»
МБУК "Многофункциональный культурный центр Ребрихинского района Алтайского края имени заслуженного артиста России Алексея Ванина"

Часы работы


Пн.-Пт.: 9:00 - 17:00
Суббота: выходной
Воскресенье: 10:00 - 15:00

Селянин Георгий Георгиевич: очерк

20.05.2022

Георгий Селянин. Художник, влюбленный в Касмалинский бор.

  Когда заходишь в дом к Селяниным, то всегда удивляешься запаху масляной краски. Для тех, кто сюда попадает не первый раз, понятно: художник работает. В свои без малого 100 лет он пытается донести до земляков радость от каждого прожитого дня, любуется неспешным течением Касмалы, опушкой могучего тысячелетнего бора, который вечным стражем сопровождает юркую и весной весьма своенравную речушку, ребятишками, затеявшими какую-то веселую игру на прибрежном песочке. Все это можно видеть в новых картинах одного из старейших художников Алтайского края Георгия Георгиевича Селянина. По-прежнему, в его жизни главным являются кисть, краски и мольберт, занимающий центральное место в самой большой комнате дома по улице имени Юрия Гагарина в Ребрихе.

  Георгий Георгиевич получил специальность художника более 60 лет назад. Работал многие годы в Алма-Ате художником-копиистом, оформителем, а настоящим творчеством занялся, по его словам, тогда, когда стал регулярно ездить в родную Ребриху в отпуск. Любимое село, бор, река, рощи и перелески на долгие годы пленили выпускника Алма-Атинского художественного училища. Пейзажей с малой родины хватит не на одну выставку. А еще портреты, натюрморты, жанровые работы на исторические темы. До выхода на пенсию Георгий Георгиевич и не думал показывать свои работы публично, это было его хобби, он до сих пор весьма критичен к качеству своих картин, очень переживает, что в его пейзажах заметно преобладание охры, охотно обсуждает с товарищами по цеху особенности колорита…

  В последние 10 лет с легкой руки Натальи Анатольевны Рожковой, заведующей отделением живописи Ребрихинской детской школы искусств, художник участвует в районных, краевых и даже российских выставках. Одна из главных его картин – «Переселенцы», в ней он с невероятной любовью повествует о наших предках, пришедших на Алтай в XVIII-XIX веках. Именно эта работа, настоящая сага о прошлом, открывала в 2009г. юбилейную Шукшинскую выставку в выставочном зале Союза художников России. В этой работе, по словам автора фильма о Селянине Александра Корчуганова, отразилось «не только мастерство художника, но и его мудрость и нежность, благодарность предкам, осваивавшим Сибирь».

  Сам Георгий Георгиевич вспоминает семейную историю, которую рассказала ему мама. Дед художника жил в одной из губерний в центральной части России, когда умерла его мать, он вместе со своим братом отправился в Сибирь. Шли пешком несколько месяцев. Пришли на Алтай. Здесь в Ребрихе решили остановиться. Отсюда и родилась эта картина, которой предшествовали несколько этюдов. После окончания выставки «Переселенцы» еще долгое время украшали помещение нового здания Алтайского краевого Законодательного Собрания, а сейчас вернулась в место своего постоянного хранения – Ребрихинскую среднюю школу.

  Персональные выставки картин Георгия Георгиевича «Моя Россия. Путь к творчеству», «По страницам военного альбома. Графика» прошли в Ребрихинском центральном доме культуры, выставочном зале местной школы искусств, дважды – в Алтайском краевом детском экологическом центре. В 2012 году он принимал участие в выставке живописных произведений художников-любителей «Я люблю эту землю», посвященной 75-летию образования Алтайского края. В 2014-2015 году картины Селянина приняли участие во Всероссийской виртуальной выставке «Салют Победы». Московское жюри по достоинству оценило его работы, присвоив ему диплом лауреата. Для художника это самая высокая оценка творчества.

  В ноябре 2015 года в день, когда нашему земляку исполнилось 98 лет, в Ребрихинском доме культуры открылась его новая персональная выставка «Родные мотивы». К ней он готовился тщательно, написал за год больше десятка этюдов, несколько новых картин. На открытии выставки он сказал, что живопись помогает ему сохранять здоровье, душевное равновесие, ему хочется, чтобы земляки, глядя на его картины, проникались любовью к родным местам, с уважением относились к окружающим людям, понимали значимость труда.

  Бережное отношение к близким, к каждому прожитому дню – результат всей жизни Георгия Георгиевича, наполненной сложными, порой трагическими страницами. Он родился в ноябре 1917 года, то есть является ровесником революции в России! Рано потеряв отца, жил в доме отчима. Это были нелегкие скудные годы. С малолетства пришлось работать по хозяйству, кормить, пасти овец, корову, нянчиться с младшими братьями и сестрами. Сельская школа находилась далеко, в 4 километрах от дома. Как вспоминает Георгий Георгиевич: «Учился плохо. Постоянно опаздывал на уроки, всегда плохо одет и обут. Особенно я это чувствовал зимой. С осени до зимы ходил в старенькой одежонке. Ветер пронизывал меня так, что мне приходилось крутиться. То иду прямо, ветер прошивает, кажется, насквозь, поворачиваюсь боком, спиной. Это отнимало время. И я опаздывал часто. Осенью до снега босиком, иногда приходилось так идти домой по снегу. Одежду, особенно зимнюю, шили из старья, остатков старой одежды. Стал взрослеть, покупали обувь. Но ноги так быстро росли, что ботинки рвались по швам или трескались. Приходилось переносить боль ступней. Отставал в учебе, но все-таки, дотянул до восьмого класса». Уже тогда ребенком он любил рисовать, но в доме не водилось ни карандашей, ни бумаги, так как неграмотным родителям это было не нужно. Но он все-таки нашел способ: чертил углем на бересте, а зимой на замороженных окнах, рисовал в основном коней. Даже отчим с ним «соперничал». С улицы некоторые прохожие заглядывали на его «произведения».

  Способность к рисованию была замечена в школе и его одноклассники просили Георгия сделать в их тетрадях рисунки. Решающим в его жизни стал эпизод, когда дядя рассказал о смерти великого художника Репина, о его картинах. Тогда мальчик твердо решил: буду художником.

  После окончания школы Георгий Георгиевич работал в Ребрихе: в колхозе, маслопроме, где освоил профессию бухгалтера, наборщиком в газете «Труд колхозника». В 1936г. поступил в Омское художественное училище, но обстоятельства не позволили доучиться, через полгода бросил. Вновь вернулся в родное село, откуда началась его военная служба. В армию он хотел давно уйти, но его почему-то не брали. Причиной этого, как впоследствии он узнал, была черная метка в биографии: его дядя был объявлен «врагом народа». Реабилитировали родственника в 1939 году, тогда и открылся Георгию путь на службу в Красную Армию.

  С сентября 1939 по апрель 1943 года Георгий Георгиевич служил на Дальнем Востоке в Маньчжурии вычислителем 182-го гаубично-артиллерийского полка. Служба была трудной. Постоянно ожидали провокаций со стороны японских войск. С началом войны с фашистской Германией был заметно урезан продовольственный паек, теплую зимнюю одежду забрали и отправили на фронт. Однажды, выполняя с напарником задание по корректировке, бойцы попали в пургу. Мороз 15-20 градусов, а до воинской части добираться 20 километров. Суконные шинели слабо оберегали от стужи. Брели к части долго, напарник замерзал, ослаб, не мог идти, падал и засыпал. Георгий натирал его снегом, тащил на себе, до своей батареи все-таки добрался. Напарник проспался, встал вполне здоровым. А вот Георгий разболелся, у него началось крупозное воспаление легких, от которого тогда многие умирали. Селянин две недели лежал в госпитале в полубессознательном состоянии, антибиотиков тогда не было, пенициллин отправляли на фронт. Помнит: когда приходил в сознание, то видел лицо склонившейся над ним медсестры «Живой ли?». Как-то зацепился, поборол болезнь. Вышел из госпиталя ослабевшим, худым, даже не мог сидеть – мышцы стали дряблыми, ему потребовалось несколько месяцев, чтобы обрести силы и здоровье.

  В марте 1943г. полк переправили в Подмосковье, где создавалась дивизия прорыва, оснащенная всеми лучшими на тот день видами орудий, в том числе «Катюшами». Георгий Селянин остался корректировщиком, вычислителем батареи 95-й тяжелой артиллерийской бригады, умение рисовать пригодилось. В мае началось наступление Советских войск в Подмосковье, освобождали Смоленск, начались бои на земле Белоруссии. Здесь нашим бойцам было особенно тяжело. Георгий Георгиевич до сих пор с содроганием вспоминает освобожденные города и села: голые печные трубы в руинах сгоревших дотла домов, виселицы, десятки обезображенных фашистами трупов, среди которых большинство – женщины и дети. Весной 1944 года воинскую часть перебросили на финское направление Ленинградского фронта, здесь кровопролитные бои шли до тех пор, пока не взяли Выборг.

  С Ленинградского фронта в июле перевели в Молдавию, где дивизия влилась в состав II и III Украинских фронтов. Вместе с однополчанами корректировщик Селянин освобождал от фашистов Румынию, Венгрию, Словакию, Австрию, закончив свою войну в Вене. Его путь скромного бойца, оказался неожиданно длинным и счастливым, он выжил. От ефрейтора он дослужился до сержанта. Как корректировщик он редко участвовал в непосредственных боях с фашистами, хотя винтовку и автомат при прорывах противника приходилось брать в руки довольно часто.

  Много раз он готов был прощаться со своей жизнью. Приходилось вести наблюдение за огневыми точками противника под огнем артиллерии, под бомбежкой авиации. Георгий Георгиевич вспоминает, как яростно орали на него наши бойцы, когда он, стоя над их окопами, вел наблюдение, ему казалось тогда, что скорее его пристрелят наши бойцы, так как своей фигурой он невольно выдавал передовую линию своего подразделения. До сих пор ему снится, как за ним охотитились немецкие самолеты. Это произошло с ним в чистом поле, где не было места укрыться. «Фашистские летчики заприметили меня-корректировщика и полетели низко-низко над землей в мою сторону, – вспоминает бывший солдат – бежать было поздно и некуда, я просто замер и стоял, не шелохнувшись. Сделав пару заходов над окопами, один самолет развернулся и снова отправился в мою сторону. При его поворотах я видел летчика в кабине. Наверное, он меня не разглядел, пулеметной очереди не последовало. Я остался живым». Были ситуации и другие, в которых погибали его боевые друзья, но Георгию повезло, он остался в живых. Нашли его и награды после успешных наступательных операций. Так он получил орден «Красной Звезды» в 1944 году, медали «За боевые услуги» в 1944-м, «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией» в 1945-м, многочисленные благодарности за другие боевые успехи воинской части, впоследствии награжден Орденом Отечественной войны II степени.

  В Ребриху он вернулся в июне 1946 года. По его словам торжеств по случаю возвращения не получилось: отчим погиб под Ленинградом, брат Василий получил тяжелое ранение.

  Жизнь в родном селе была тяжелой, голодной. С войны Георгий привез и болезни, сопровождавшие его еще долго. Он был худым как спичка, постоянные боли в желудке от недоедания и некачественного питания не давали порадоваться мирной жизни. Георгий сразу же устроился на работу в Маслопроме, который располагался в центре Ребрихи, помощником бухгалтера, учился на бухгалтерских курсах. Но долго проработать здесь не получилось. Как он сам вспоминал: «Глава Маслопрома был пьяница и однажды в пьяном виде начал ругать всех подчиненных, вызывая к себе в кабинет, я не стал слушать нравоучения, а отругал его за пьянку». Пришлось уволиться и перейти на должность бухгалтера сберкассы. В этот год он познакомился с красивой девушкой – Татьяной Тупикиной, работавшей мастером-сыроделом в Маслопроме. Она, родом из села Нижняя Каменка Алтайского района, приехала в Ребриху по направлению специалистом после окончания училища. Георгий и Татьяна постепенно сближались, полюбили друг друга и женились без особого торжества. Через год появился сын.

  Но Георгия тянуло к рисованию. В 1949 году он поехал поступать в Алма-Атинское художественное училище. Успешно сдал все вступительные предметы. К сожалению, место в общежитии ему не дали. Сам Георгий Георгиевич вспоминает: «Поскольку я сдал экзамены хорошо, мне была назначена повышенная стипендия. Но этого успеха хватило только на один месяц. Никакой помощи из дома не получал. Нигде не подрабатывал, хотя хотелось найти работу. Выручил живший в Алма-Ате дядя, у которого я жил и питался. Но только один год. Дядя помог подыскать наёмную «квартиру» в трущобах (глиняная избушка – «землянуха», врытая в откос возвышенности, с маленьким окошком). Приехала жена, Татьяна Ефимовна, с которой мы познакомились и женились в 1946 году, поступила на работу». Так и прожили они почти до конца учёбы. В 1953 году жене дали квартиру. Жизнь стала нормальной, а в 1955 году родился второй сын – Владимир.

  В училище Георгий встретил своего старого приятеля – Владимира Шкиля. Они познакомились задолго до начала войны, в начале 30-х годов. В Ребрихинской школе проводился конкурс рисунков. В нем приняли участие школьники из разных сел. Владимир Шкиль приехал на конкурс из села Корчино, которое сейчас находится в составе Мамонтовского района Алтайского края в километрах 45 от Ребрихи. Мальчик пробовал рисовать и с удивлением остановился у рисунка, написанного по клеткам. Такой техники Владимир не знал и начал расспрашивать автора об особенностях рисунка. Автором был Георгий Селянин. Впоследствии Владимир Шкиль, как и Георгий, прошел Великую Отечественную войну, учился в Алма-Атинском художественном училище. Георгий и Владимир стали друзьями. В 90-е годы Шкиль перебрался в Алтайский край, получил звание заслуженного художника России. Владимир не раз приезжал в Ребриху к Селяниным в гости, два художника выезжали в сосновый бор на этюды, общались, вспоминали Алма-Ату, училище.

  Окончив Алма-Атинское училище, Георгий Селянин хотел поступить в Академию художеств имени И.Е. Репина в Ленинграде, но не получилось. Вернулся и остался жить в Алма-Ате. Георгий Георгиевич устроился на работу художником в одну из художественных мастерских города. Здесь он занимался оформлением вывесок, стендов, писал портреты «вождей» – членов ЦК КПСС, правительства.

  У художника было много творческих поездок по Казахстану, которые отражались в картинах. В отпуске ездил в Узбекистан, после чего родился цикл картин об архитектурном наследии Самарканда. Эти работы и сейчас притягивают взгляд на выставках Селянина. И это не случайно, художнику удалось запечатлеть древности этого легендарного города, не испорченные современными зданиями. В ходе поездки на лечение в санаторий Паланги в Литве появились у него и Прибалтийские виды.

  Были у Георгия казахские пейзажи, жанровые работы – например, зарисовки пограничников, портреты партизан – участников гражданской войны. Он выставлял свои картины на выставках в Казахстане. Пробиться в первые ряды успешных художников с его твердым и принципиальным характером было сложно. Георгий Георгиевич никогда не скрывал своего отношения к качеству картин и своих и чужих: если работа нравилась – хвалил, если картина казалась ему неудачной – указывал на недостатки. Многим это не нравилось. Бескомпромиссность в суждениях, честность перекрыли ему дорогу в картинную галерею Алма-Аты, а без выставленных работ оказался закрытым и путь в Союз художников. Однажды, принимая во внимание честность и откровенность нашего земляка, его включили в состав городской организации народного контроля, имевшей в то время очень серьезные полномочия. Ему даже дали должность председателя городского Совета народного контроля, предлагали новую квартиру, чтобы сделать сибиряка более покладистым. Но власти скоро поняли, что Георгий Селянин действительно порядочный и честный человек, и жить по принципу «ты – мне, я – тебе» не собирается. Года не прошло и художника вывели из состава народных контролеров.

  Но была и постоянная радость в жизни художника – каждый год Георгий Георгиевич ждал отпуск и ехал на родину – в Ребриху. Здесь он с удовольствием занимался любимым делом – рисовал пейзажи. Пейзаж степного Алтая был ему всегда ближе и роднее. Особенная любовь на всю жизнь – Касмалинский бор. В 1987 году Георгий Селянин даже статью написал в Ребрихинскую районную газету «Знамя труда», в ней он так сказал о родном селе: «Ребриха – одно из красивейших сел Западной Сибири. Красива она прежде всего своим окружением, главное из которых – наш уникальный Касмалинский бор, усиливает красоту и расположение села по берегам рек Касмалы и Барсучихи». В статье художник призывает своих земляков защитить село от песчаных бурь, высадив по периметру села деревья и кустарники. К сожалению, реализовать эту идею не удалось, так как страна скатывалась в полосу реформ и потрясений.  

  15 лет назад Георгий Георгиевич с Татьяной Ефимовной вернулись из Казахстана в Ребриху окончательно. Купили здесь себе домик, занимаются огородом. Постоянные гости в уютном, гостеприимном доме их сыновья – Владимир и Михаил. За ними семьи, внука и три внучки, правнук и две правнучки.

  Георгий Георгиевич, любит возиться на огороде, придирчиво борется с сорняками, но главным в его жизни остается живопись. Именно в Ребрихе его творчество оказалось необычайно востребованным. В течение последних 12 лет он постоянно участвует в различных выставочных проектах районного краеведческого музея, детской школы искусств, в работе краевых и даже российских выставок и конкурсов. Художника приглашают на встречи со школьниками, где он с удовольствием рассказывает о своем творчестве, о любви к родному селу, вспоминает свои военные годы и до сих пор удивляется тому, что остался в живых.

  Особый интерес вызвал его фронтовой альбом, чудом сохранившийся у художника до настоящего времени. Солдат Селянин и во время войны, даже находясь на передовой, не бросал своего увлечения: делал зарисовки, наброски портретов своих фронтовых товарищей, пейзажи. У него было два таких альбома, но один пропал в ходе переездов. Сегодня сбереженный альбом фронтового художника стал бесценным свидетелем того страшного времени нашей истории – Великой Отечественной войны. Странички альбома, увеличенные и сканированные преподавателями Ребрихинской школы искусств, разместили в рамки, и получилась потрясающе глубокая по своему историзму и скупой эстетике выставка графики, она же и художественный документ эпохи «По страницам военного альбома. Графика». Рисунки дали нам возможность увидеть лица бойцов, глядя на которые, мы понимаем: это было другое время и люди были другими. Художнику удалось в своих рисунках остановить, запечатлеть время. Выставка была показана в Ребрихе и Барнауле, имела большой успех у зрителей.

  Особенно дороги для Георгия Георгиевича отзывы о его картинах от своих алтайских коллег-художников. Так, Ильбек Сунагатович Хайрулинов, заслуженный художник РФ, высоко оценил работы нашего земляка, особенно портреты, увидев в них «крепкую, твердую руку мастера», а в тетради отзывов написал так: «Сегодня праздник в нашей жизни! Встреча с замечательным художником, участником Великой Отечественной войны – Георгием Георгиевичем Селяниным! Благодарен судьбе, что мы с Вами встретились! Спасибо Вам за Ваш подвиг на войне, и за Искусство! С низким поклоном, Ильбек Хайрулинов. (Портрет Натальи – замечательный, это – искусство!)» Студенты Новоалтайского художественного училища отметили, что выставка Георгия Селянина «овеяна какой-то душевной добротой и теплом, каждая работа написана не красками, а сердцем».

  Очень высокую оценку творчеству художника дает Наталья Анатольевна Рожкова, заведующая отделением живописи Ребрихинской детской школы искусств, много сделавшая для популяризации его творчества, организации выставок Селянина. В ее характеристике важна оценка профессиональных качеств художника: «Георгий Селянин – живописец, реалист, работающий в жанре тематической картины, пейзажа и портрета. Художник продолжает традиции русской и советской реалистической живописной школы. Он создал множество живописных работ, посвященных Касмалинскому бору. В живописи пейзажа зритель чувствует любовь автора к своей родной земле. Среди портретов неизгладимое впечатление производят портреты матери, жены, автопортрет. Отдельными жемчужинами являются пленэрные этюды пейзажей и портретов в годы учебы в Алма-Атинском художественном училище, а фронтовой альбом с живыми рисунками разных характеров солдат Великой Отечественной войны является бесценным для нас подарком. Лебединой же песней в творчестве Георгия Селянина стала сюжетно-тематическая картина «Переселение в Сибирь». Работы Селянина, собранные сейчас все вместе, едва ли позволят усомниться в высоком мастерстве художника».

  Во всех этих словах мы слышим достойную, высокую оценку мастерства художника-профессионала, отдающего творчеству свои лучшие духовные силы.

  Весной 2017г. выставка работ художника, получившая название «Сколько живу, а душа не насытится вечно желанной земной красотой!», работала в конференц-зале Краевой клинической больницы. Идея проведения выставки принадлежала депутату Государственной Думы РФ Валерию Анатольевичу Елыкомову, ранее работавшему главным врачом этой больницы. Посетители выставки – прежде всего больные и врачи – были поражены возможностями долголетия, в том числе творческого, этого скромного, но очень сильного духом человека. Георгий Георгиевич своим творчеством, своим отношением к работе, к живописи, к людям показал отличный пример жизнелюбия и стойкости.

  Георгий Георгиевич очень серьезно относится к своему делу. Он хочет, чтобы его картины служили людям, помогали увидеть вокруг себя красоту, ценить традиции, историю нашей родины.

  Искренний интерес к тому, что происходит в селе, крае, в обществе не покидает его никогда. Художник с горечью вспоминает о том времени, когда разваливался Советский Союз. Тогда он был членом КПСС. Он не присутствовал на партсобрании его партийной организации, где было принято решение о ее ликвидации. Узнав об этом, наш земляк начал ходить по квартирам членов партии и предлагал организовать партийную организацию. Его до сих пор возмущает, что из 40 членов партии только трое согласились с ним.

  Его беспокоит судьба родного села. Георгий Георгиевич очень надеется, что его творчество послужит новым поколениям ребрихинцев для осознания своего места в мире, бережного отношения к малой родине, которую сам он безмерно любит. Значительную часть своих картин художник подарил Ребрихинскому краеведческому музею, коллекция работ находится в Ребрихинской средней школе. Он никогда не ждал, что его увлечение принесет ему деньги и славу, пусть его картины сделают кого-то добрее, мудрее. 

  Оценивая жизнь и творчество Георгия Георгиевича Селянина, невольно вспоминаешь одну из важных духовно-нравственных основ Руси, зародившейся в средние века, известную нам как нестяжательство. У Георгия Георгиевича духовно-нравственные мотивы его жизненного поведения явно преобладают над материальными. Он представляется настоящим подвижником русской культуры и продолжателем традиций русского нестяжательства.  Его жизнь является примером бескорыстного служения Родине, добру, справедливости. Сегодня такие примеры особенно важны для осознания нашего общего пути. Он доказывает: не все покупается и продается, не жалейте себя растрачивать на любовь и помощь людям, рядом живущим.

  В последние два года художника стало подводить зрение и Георгий Георгиевич не может заниматься живописью. Недавно он перенес операцию на глазах и очень надеется, что вскоре вновь вернется к мольберту.

  Таким влюбленным в жизнь, в людей, в свое главное дело предстает перед нами замечательный земляк Георгий Георгиевич Селянин. Он проживает трудную, но интереснейшую, незамутненную судьбу, которую мы вправе рассматривать как пример достойного служения делу, обществу, Родине.

 

  Сергей Чикильдик

  Алтайский край, село Ребриха, 2017.